Теневиль - первый чукотский блогер
Когда говорят, что ты можешь добиться всего сам, я не верю. Есть
границы, которые определяются средой, в которой живёт человек. Одно дело
быть сыном Трампа, другое - родиться шудрой в покоцанной халабуде на
отшибе индийского городишко.
Но
есть люди, которые в границах своих возможностей бились, как рыба в
сетке, и почти превзошли среду. Таким был чукча Теневиль, который писал
на чукотском языке, когда в нём ещё не было письменности.
В 1931 году чукчам ввели латинский алфавит и стали обучать их письму, а в
1932 советский учёный Миндалевич привёз с Чукотки снятые с товарного
ящика доски, на которых были выцарапаны причудливые знаки. Исследователь
получил дощечки от местного пастуха оленей Теневиля.
Автор
надиктовал значение своих символов по-чукотски. Его слова перевели на
русский, и так стало известно, что с 20-х годов чукча ведёт дневник
своей жизни, попутно изобретая для этого слова.
Пастух
начал придумывать письменность, когда у него родились трое сыновей.
Вначале он просто рисовал картинки, похожие на обозначаемый предмет.
Потом ввёл знаки для глаголов, прилагательных, наречий, предлогов,
союзов и вводных слов.
Коренные
народы Сибири часто изобретали письменные знаки. С их помощью юкагирские
девушки описывали любовные переживания, нивхи рассказывали об охоте на
медведей, коряки вели учет убитых зверей и выменянных на их шкурки
товаров. Но это были пиктографические системы, при которых передаётся
общий смысл повествования. Теневиль же составлял предложения, и его
письмо читается пословно, поскольку за каждым иероглифом - конкретное
значение.
Чукча писал каждый день о погоде, новых людях в посёлке и своей работе. Вечерами перечитывал записи.
Полезное письмо
Поначалу
Теневиль царапал знаки на дощечках, моржовых клыках и костях. Жил
бедно, часто недоедал. Своему письму научил сыновей, но они редко его
использовали. Его сын Этувьи признался, что за всю жизнь писал отцу
всего два раза: во время выпаса оленей в тундру и из армии.
Однажды о занятиях Теневиля пронюхали шаманы. Решили, что у него магический дар, и предложили податься к ним. Чукча отказался.
Позже
в посёлок, где жил Теневиль, приехали русские строить совхоз. Их
поразила изобретательность чукчи, и ему с семьёй предложили работать у
них. Так Теневиль стал старшим бригадиром оленеводческой бригады.
Директор
и зоотехник совхоза супруги Друри поощряли увлечение Теневиля. Давали
карандаши, бумагу и свечи, сколотили ящик, в который чукча складывал
свои записи.
Вскоре обязанность пасти оленей переложили на сыновей Теневиля, а сам изобретатель смог всё свободное время посвящать письму.
Однажды
в совхоз срочно понадобились капканы. Теневиль отправил записку
младшему сыну в школу. Мальчик прочёл, сказал учительнице, она передала
продавцу кооператива, и капканы скоро прислали. Исследователь Сергеев
писал, что этот случай очень порадовал Теневиля. Чукча гордился, что его
письмо помогло людям.
Теневиль
пытался научить чукчей своему письму, но не вышло: буквенная запись
легче. Впрочем, он не оставлял попыток и неоднократно говорил
соплеменникам: "Учитесь! Должно быть у чукчей своё письмо".
![]() | ||
Записи Теневиля и перевод |
Сундук, занесённый снегом
В
1945 году на Чукотку отправился искусствовед Лавров, чтобы повидаться с
Теневилем. На месте учёный узнал, что чукча умер за год до этого. Жена
изобретателя вспомнила, что муж сказал перед смертью:
- Никто прочитать не сможет. Если хотите, сохраняйте или передайте русским, которые будут спрашивать.
Она показала учёному ящик, который ранее выставили под открытое небо. Его занесло снегом. В нём - всё наследие Теневиля.
Лавров
разморозил сундук в Анадырском педучилище, достал оттуда мокрые листы,
обёрточную бумагу, фантики. Тщательно просушил. Всего насчитали
три-четыре тысячи исписанных листков.
Учёный
расшифровал графемы Теневиля. Их оказалось около тысячи. Кроме прочего,
чукча писал, что его письмо может существовать наряду с официальной
чукотской письменностью, которую разработали лингвисты. Теневиль упрощал
свою систему, и на листках даже появились изобретенные ним буквы.
Но
было поздно. Укоренилась другая письменность. Появились первые
чукотские поэты и писатели. Народ узнал мобильную связь и интернет. А о
чукче, который вёл блог ещё до того, как это стало возможно, вспоминают
разве что в музеях.
Ну и у меня здесь.
Комментарии
Отправить комментарий